Оффшор за 2 дня - это реально: оффшорные компании по всему миру!


Операции по перестрованию

 

Страхование может использоваться в вполне легальных целях - для уменьшения налогового груза (благодаря разногласиям в налогообложении страхового и реального секторов) .23

 

____________

23 Много проблем, по мнению Держфинпослуг, заключаются в специфике существующей системы налогообложения страховой деятельности. Ставка налога на прибыль в Украине составляет 25 %, а ставка налога на валовой доход страховых компаний - 3 %. Если переводить эти 3 % в эквивалент ставки налогообложения прибыли, выйдет цифра около 11 %. Соответственно, через страхование можно проводить достаточно много схем, связанных с уклонением от уплаты налога на прибыль.

 

Украинский страховой рынок все еще находится на этапе совершенствования (как в разрезе законодательной регуляции, системы налогообложения, так и финансового потенциала). Как известно, недокапіталізація страхового рынка является проблемой недостатка денег в стране. Перестрахування в иностранных перестраховиків в этом случае является логическим выходом. Это необходимо условие обеспечения финансовой стойкости и нормализации деятельности отечественного страховщика, который способствует расширению его страховой деятельности. Да, при передаче части риску в перестрахування между страховщиком и перестраховиком подписывается документ "ковер-нота", в котором среде условий перестрахування отмечаются, в частности, такие важны реквизиты, как сумма ответственности (страховая сумма) та сумма перестрахувального платежа.

 

С другой стороны, из перестрахуванням связано множество нелегальных схем перекачивания денег за границу. Например, страхование финансовых рисков является идеальным инструментом для отмывания средств. В целом риск злоупотреблений повышается при работе с перестрахувальними компаниями-нерезидентами, которые не имеют рейтинга Standart&Poors или MOODY'.

 

Перестрахування является почти идеальным способом возмещения ущерба с помощью перераспределения страховых резервов (первичного страхового фонда). Страховая компания передает одному или нескольким перестраховикам ту часть риска, который превышает ее финансовые возможности, и обеспечивает приемлемую однородность рисков та сбалансированность своего страхового портфеля.24

 

____________

24 Страховой портфель - совокупность взятых на страхование рисков отдельной страховой компанией за определенный период времени.

 

Несовершенство законодательства позволяет создавать компании-однодневки, которые работают на протяжении только одного квартала. Через них проводят очень большие платежи за границу и сразу их уничтожают, сдавая лицензию и покупая другую "транзитную" фирму (например, фиктивные структуры, зарегистрированные в льготной Чернобыльской зоне).

 

Результаты исследований Держфинпослуг в 2003 году показали, что не больше 2 % сумм, выведенных через перестрахування, возвращаются в Украину в виде страховых выплат. Около 80 % - направленно к нестраховым организациям стран Балтия, которые даже не имеют лицензий на право заниматься страхованием и перестрахуванням и не находятся под надзором в своих странах.

 

В 2004 в Украине началась кампания борьбы с незаконным выведением капиталов за границу через перестрахування. Появился Указ Президента "О системе мероприятий по устранению причин и условий, которые способствуют проявлению преступности и коррупции", в каком Национальном банке и Держфинпослуг поручено усилить противодействую отмыванию денег и их вывозу за границу.

 

В результате утвержденное постановление N 124 "Об утверждении Порядка и требований к осуществлению перестрахування у страховщика (перестраховика) - нерезидента", которой усиленно контроль за перестрахуванням нерезидентами украинских страховиків.25

 

____________

25 В соответствии с утвержденным КМУ порядка, для осуществления подобных операций необходимы три основных условия:

 

- в стране регистрации компании-нерезидента должен осуществляться государственный надзор за страховой и перестраховою деятельностью. То есть, если законодательством государства такого присмотра не предусмотрено, то украинские компании не имеют права заключать договоры перестрахування с предприятиями этого государства.

 

- страховщик-нерезидент, с которым может быть заключенный такой договор, должен вести непрерывную страховую деятельность на протяжении не менее трех лет до даты подписания договора.

 

- у страховщика-нерезидента должны быть отсутствующие факты нарушения законодательства в сфере страхования и перестрахування и противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем.

 

Кроме того, это постановление обязывает страховщиков на протяжении 10 дней сообщить Держфинпослуг о заключении договора перестрахування с компанией-нерезидентом.

 

Также, в январе 2005 года внедрена норма, которая обязывает страховые компании перед тем как получить разрешение на покупку валюты, согласовать договоры перестрахування из Держфинпослуг (постановление НБУ от 14 января 2005 года).

 

В результате отмеченных нововведений под санкции регулятора попали 68 страховых компаний, которых регулятор обязал разорвать договоры со страховщиками-нерезидентами, которые не отвечают действующему законодательству.

 

Примечание. По информации Держфинпослуг, уровень перестрахування в валовых премиях в Украине в 2004 году составлял 60 %, а за первые шесть месяцев 2005 года снизился до 49 %. Причем как относительно резидентов, так и нерезидентов. Для сравнения: по данным в 2003 году уровень перестрахування по нерезидентам достиг своего максимального значения (35 %), в 2004 он начал сокращаться (10 %), а в первом полугодии 2005 года достиг 3 %, что является самым низким показателем за последние годы. При этом уровень перестрахування у резидентов закономерно рос, хотя в целом по рынку частица перестрахування в валовых премиях закономерно снижалась через уменьшение операций по выводу капитала. В том числе в 2003 - 2004 годах около 80 % объемов перестрахування направлялось к странам Балтия. В 2005 году объемы перестрахування за границу резко упали, поскольку канал закрылся.

 

К характерным чертам страховой компании, вовлеченной в схему отмывания, можно отнести:

 

- низкая платежеспособность; уровень выплат (меньше 20 % поступлений);

 

- большой объем страховых платежей за наиболее "популярными" для отмывания видами страхования (финансовые риски, имущество);

 

- высокие показатели по объему перестрахувальних операций (особенно нерезидентам);

 

- "закрытость" информации та непубличность компании;

 

Признаками схем перестрахування за границу являются такие:

 

- низкие рейтинги финансовой надежности (стойкости) страховщиков и перестраховиків-нерезидентов; или резкое изменение рейтинга на протяжении действия договора перестрахування;

 

- местонахождением страховщиков и перестраховиків-нерезидентов является страна, которая не принимает участия в международном сотрудничестве в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и борьбы с терроризмом, или офшорная зона или страна с благоприятным налоговым режимом;

 

- заключение договоров ретроцесії с сомнительными лицами;

 

- нестандартные или очевидно экономически невыгодные условия договора страхування/перестрахування (объект страхования, страховые суммы, страховий/перестраховий платеж и порядок уплаты и тому подобное).

 

При этом схема может реализовываться путем:

 

- привлечение фиктивных лиц (в т.ч. страховых компаній-"одноденок");

 

- осуществление операций со страховщиками (перестраховиками) нерезидентами, которые не имеют лицензии и не являются объектами страхового присмотра;

 

- фальсификации рейтинга финансовой стойкости (искусственное завышение);

 

- фальсификации страхового случая;

 

- невыполнение перестраховиками условий договоров перестрахування/страхування;

 

- заключение договоров перестрахування при участии подставных брокеров-нерезидентов.

 

По украинскому законодательству такие брокеры должны иметь постоянные представительства в Украине, зарегистрированные как налогоплательщики и включенные к Государственному реестру страховых и перестрахових брокерам.

 

Соответственно, распространены варианты легализации криминальных доходов через страховую компанию:

 

1. Заключение фиктивного договора страхования.

 

Приобретя страховой полис, например, на страхование здоровья на значительную сумму "грязных" средств и инсценизирует (лишь на бумаге) незначительную бытовую травму, можно получить вполне легальный доход. Конечно, схема реализуется при заговоре со страховщиком.

 

2. Возвращение страховых платежей.

 

Грязные средства, внесенные как страховой платеж, возвращаются за требованием страхователя досрочно. За досрочное расторжение договора со страховой компанией платится небольшой штраф или неустойку, но полученные деньги можно будет использовать в официальной финансовой системе. При этом обеспечивается "разрыв цепи" в схеме отмывания.

 

Еще один вариант схемы - "ошибочное" зачисление страховых платежей.

 

3. Перестрахування за границу (рис. 7).

 

Схема с применением перестрахування может реализовываться и в пределах страны. Но в данном случае резко снижается ее эффективность: реализация значительно осложняется - увеличиваются расходы и риск выявления (учитывая категории и уровень рисков, которые может принять на себя внутренний рынок перестрахування). Договор страхования перестраховывается за рубежом, средства на вполне законных основаниях направляются в иностранную компанию (часто из офшорной юрисдикции).

 

Проплату по договору страхования (полисом) осуществляет или клиент, который желает легализовать средства, или афилированная со страховщиком фирма. Также, для реализации схемы страховщик может через афилированные структуры создать перестрахувальну компанию в офшорной зоне (это может стоить лишь несколько сотен долларов). Раскрыть и довести противозаконность преступного механизма крайне сложно.

 

Схема. Страховая компания в Украине берет на страхование риск. Часто страховая выплата по нему или невозможная, или маловероятная (например, риск разрушения большого столичного объекта недвижимости от падения авиатранспорта). Потом такой договор перестраховуєтья за рубежом, у иностранной компании, которая не имеет лицензии на страховую деятельность. Никаких выплат по такому договору не происходит; при этом объемы страховых взносов могут достигать больших размеров.

 

Примечание. По данным Держфинпослуг, на протяжении последних лет украинские компании направляли сотни миллионов гривен в латвийские страховые компании, которые были лишены лицензий за незаконную деятельность. То есть, в сущности, они не принадлежали ни к страховым, ни к перестрахових).

 

 

 

Рис. 7

 

Пример 1.26

 

____________

26 По материалам Держфинмониторингу Украины, Держфинпослуг Украины.

 

1 часть

 

В конце 2003 года на счет нерезидента DS (в литовском банке) группой украинских страховщиков были перечислены валютные средства на общую сумму 2,3 млн. дол. США. В соответствии с платежными документами, перечисление денег для компании DS осуществлялось по договорам перестрахування, ковер-нотам (подтверждением о принятии риска в перестрахування).

 

В конце 2004 года из счетов резидента Украины - инвестиционной компании П - на банковский счет нерезидента MD перечислены средства на счета латвийских банков на общую сумму 150,7 млн. грн. (или 28,4 млн. дол. США).

 

  Деньги через компанию MD выводятся за границу (в частности несколько украинских страховых компаний пересказали для MD 18,8 млн. дол. США по договорам ретроцесії) благодаря наличию судебных решений, в соответствии с какими MD признанный иностранным инвестором, а ряд банков, в которых открыты его счета, обязываются выполнять заявки MD на покупку иностранной валюты и последующего перечисления ее за границу (в т.о. без требования предъявить справку о фактическом поступлении средств в Украину).

 

Украинские страховые компании не имели права перестраховывать риски в компаниях MD и DS. В действительности компания MD имела разрешение на осуществление деятельности страхового брокера с октября 1995 года по сентября 2002 года, после чего это разрешение было аннулировано. Лицензия DS из мая 2001 года была прекращена.

 

В феврале 2004 года Держфинпослуг обязал 21 страховую компанию принять меры по расторжению договоров перестрахування с этими компаниями.

 

2 часть

 

Одновременно резидентами-участниками отмеченных махинаций была реализована схема искусственного создания задолженности перед нерезидентом MD. Цель комплекса финансово-хозяйственных операций - создать обоснование для перечисления за границу значительных сумм средств. А именно: предмет операций - покупка-продажа ценных бумаг по ценам, в 19 и 136 раз выше их нарицательной стоимости. Операции также характеризуются наличием связей между украинскими фирмами-участницами через основателей, акционеров, директоров и короткого временного периода осуществления.

 

Фирма-нерезидент Т заключает из MD договор покупки-продажи акций украинского завода на сумму 412,8 млн. дол. США, что в 19 раз превышает их нарицательную стоимость. За эту же сумму ценные бумаги продаются украинской страховой компании Бы, с которой был заключен договор об общих условиях перестрахування рисков и о зачете встречных требований.

 

Дальше, у страховой компании по той же цене эти акции перекуповує фирма И передает их фирме Г. Фирма Г страхуется в страховой компании Бы (заключает договор добровольного страхования на сумму 412,8 млн. дол. США) и заключает договор переуступки требования из MD. В свою очередь, фирма Г продает акции инвестиционной компании П по цене, в 136 раз выше номинальной.

 

Гражданин Литвы Ч, связанный с компанией П, перевел за границу средства на счета латвийских банков на общую сумму 28,2 млн. дол. США (150 млн. грн.). Господин Ч обосновал эти перечисления как возвращения инвестиций на собственные счета за рубежом. Оказалось, что это лицо длительное время было безработным и не осуществляло предпринимательскую или финансовую деятельность на территории Литвы, в 1996 условно осужденная за кражу, в последнее время часто выезжала за пределы страны. В действительности реальным владельцем одного из счетов была американская компания. Она была также основным получателем денег из другого счета, открытого на имя литовца.

 

Пример 2.27 Директор государственного предприятия А, с целью присвоения денежных средств предприятия, злоупотребляя своим служебным положением, заключил со страховой компанией С договор добровольного страхования имущества и финансовых рисков, за которым наступление страховых случаев практически невозможно. Согласно данного договора предприятие А перечислило на счета страховщика безналичные средства общей суммой 140 млн. грн. в качестве страховых премий.

 

____________

27 По материалам Службы безопасности Украины.

 

В дальнейшем эти безналичные средства, согласно договора перестрахування между украинской страховой компанией С и австрийской страховой компанией СД, были перечислены на счета последней. Страховая компания СД, в соответствии с другим договором перестрахування, якобы в связи с "наступлением" страхового случая перечисляет 100 млн. грн. из полученной суммы украинской страховой компании К на покрытие страховых рисков обществу Б. Товариство Бы создано на подставные лица и подконтрольное страхователю.

 

Из счетов общества Бы безналичные средства перечислены на ряд фиктивных частных субъектов предпринимательской деятельности, сняты наличностью и присвоены директором предприятия А. С целью легализации части присвоенных средств директор общества А использовал подставное лицо в качестве соучредителя. Он создал собственно легальное предприятие, сформировал его уставный фонд, приобрел для предприятия помещение, офисное оборудование и тому подобное. Другая частица преступных средств легализовалась благодаря инвестированию в строительство элитных жилищных объектов

 

Составлено по материалам Госфинмониторинга Украины "Типология легализации преступных средств в Украине

Offshore Express
ОФФШОР ЕКСПРЕСС